Cosmos: White Dwarf Star

• 0

Орбитальный телескоп «Ферми» используют для поиска необычных космических событий с участием гигантского количества энергии, таких как вспышки гамма-излучения, пульсары, супермассивные черные дыры. А теперь впервые был обнаружен новый класс высокоэнергетических событий – термоядерный взрыв на поверхности белого карлика, который возникает, когда карлик вытягивает газ из своего соседа – красного гиганта. Вспышку новой звезды V407 Cyg изначально обнаружили японские астрономы-любители. Через некоторое время исследователи, работающие с данными, которые передает орбитальный телескоп «Ферми», сообщили, что одновременно со вспышкой новой звезды V407 Cyg был зафиксирован исходящей от нее всплеск гамма-излучения. V407 Cyg находиться на расстоянии около на 9 тысяч световых лет от Земли в созвездии Лебедя. «С точки зрения человека, это была очень мощная вспышка, при которой выделилась энергия в 1000 раз больше излучаемой Солнцем каждый год, – объясняет Элизабет Хейс, исследователь данных «Ферми» из Центра космических полетов имени Р. Х. Годдарда. – Однако по сравнению с другими космическими катаклизмами, которые наблюдает «Ферми», событие было довольно скромным. Мы вообще удивлены, что телескоп смог его зафиксировать». Как правило, все новые звезды являются тесными двойными системами, которые состоят из белого карлика и его звезды-компаньона, которая находиться в главной последовательности либо в стадии красного гиганта. В случае с V407 Cyg компаньоном белого карлика является именно красный гигант с диаметром около 500 диаметров Солнца. В таких системах происходит перетекание вещества внешних слоев звезды-компаньона на белый карлик. В определенный момент белый карлик «перенасыщается» ворованной материей, уплотняется и разогревается до такой степени, что в нем начинают происходить термоядерные реакции. Результатом является взрывоподобное ускорение реакций термоядерного синтеза в богатой водородом оболочке, температура и давление резко повышаются, и формируется ударная волна, сбрасывающая верхний слой водородной оболочки белого карлика в окружающее пространство. Ученые считают, что гамма-излучение возникло из-за того, что во время вспышки новой от белого карлика с огромной скоростью, около 1 процента скорости света, стала двигаться волна материи, которая состояла из ионизированного газа и высокоэнергетических частиц. Магнитное поле удерживало внутри волны заряженные частицы, которые при этом были разогнаны до околосветовых скоростей. Когда такие частицы стали сталкиваться с частицами звездного ветра, исходящего от красного гиганта, произошло образование гамма-излучения, которое затем и «увидел» телескоп «Ферми». Под катом о том, что ищет орбитальный телескоп и модель вспышки V407 Cyg.

• Расскажи друзьям!